ТЕМЗА
"Древняя река, никогда не
меняющаяся,
Символ вечности,
Скользящая вода, постоянно
исчезающая,
Зеркало непостоянства"
Фред Теккер (1909)
Вот такой великолепный вид на Темзу открылся мне, когда я проезжала по Лондонскому мосту. Перед вами Лондонский Пул - отрезок Темзы между Лондонским и Тауэрским мостами. Когда-то тут находился грузовой порт, здесь всегда в доках стояло много кораблей, которые не поднимались по Темзе выше Лондонского моста. Сейчас все грузовые доки находятся за Тауэрским мостом, если смотреть отсюда. Ведь Лондон - это еще и крупный порт, куда заходят океанские суда.
Кроме визитной карточки Лондона - Тауэрского моста, на фотографии можно увидеть интересную достопримечательность Лондона. Это крейсер "Белфаст". Сейчас в нем находится филиал Военного музея. Крейсер принимал активное участие в сражениях Второй мировой войны, сопровождал военные грузы в Советский Союз, был подорван на мине, но восстановился и вновь принимал участие в военных операциях. Благодаря инициативе его бывшего командира, крейсер "Белфаст", подобно известному нам крейсеру "Аврора", установлен в Лондонском Пуле.
Представляю, как интересен музей, расположенный в крейсере, детям, особенно ребятам, грезящим морями и морскими сражениями.
Когда-то это было единственное место для переправы через Темзу. Здесь на протяжении I - XII веков существовал деревянный мост, построенный римлянами. Естественно, что его приходилось постоянно восстанавливать. Поэтому, в начале XIII века был построен каменный мост., который выполнял не только функцию переправы. Есть очень интересная старинная картина, которая отображает, что же собой представлял этот "старый Лондонский мост". Написана она датским художником Clauede de Jongh (1600-1663). Настоящий город на мосту!
Но такая картина была нормальным явлением для средневековой Европы. Точно так же выглядели мосты через Сену в Париже. Лишь в конце XVIII века все мостовые постройки (среди который были водяные мельницы и даже часовня Св.Бекета) были снесены. А в начале XIX века было принято решение о постройке нового моста. В 1831 году новый мост был открыт и простоял до 1967 года. Очевидно, были какие-то промашки в его строительстве, потому что мост был выставлен на продажу (!). Купил его американский миллионер за 2,5 млн долларов, разобрал на части и перевез к себе в США. Хотя к этому времени существовало уже много мостов через Темзу, тем не менее, в 1973 году на месте разобранного моста королева Великобритании Елизавета II торжественно открыла современный Лондонский мост.
Картина художника Canaletto, на которой изображена Темза, по моему мнению, из-под Лондонского моста, но только в сторону, противоположную моей фотографии. Canaletto - знаменитый венецианский художник 18 века. (Хотя это не совсем по теме, но добавлю, что фамилия его отца, тоже живописца, была Canale. Canaletto - маленький Canale, хотя и получился очень большой художник.) В 1746 году он прибыл в Англию, уже будучи известным в кругах коллекционеров живописи. Canaletto жил в Лондоне и сделал много замечательных работ. Многие из них посвящены Темзе. Мне очень нравится разглядывать его картины, на которой с топографической точностью отражена и архитектура и всевозможные жанровые сцены из жизни такого далекого 18 века.
Еще несколько старинных картин, но уже других художников, которые я обнаружила в Интернете. Абрахам ван Гордиус изобразил старый Лондонский мост, примерно в то же время, но зимой. Темза в глыбах льда! Художник следующей картины - Clauede de Jongh.
А теперь представьте, что мы по современному Лондонскому мосту переехали на левый берег Темзы и едем по направлению к Тауэрскому мосту.
Подъезжая к Темзе, видим очень необычное здание. В нем располагается мэрия. Проектировал это здание знаменитый британский архитектор сэр Норман Фостер. И хотя все время ведутся дебаты о том, что подобные "космические"сооружения портят лицо городов, я совсем другого мнения. Загляните СЮДА, - очень интересный фоторассказ о мэрии.
Въезжаем на Тауэрский мост. На противоположной стороне Темзы прямо у моста виден Лондонский Тауэр. Но, конечно же, первое, что бросается в глаза, это высоченное сооружение в виде огурца. Официальное название этого необычного небоскреба "the Swiss Re Tower", но с легкой руки лондонцев его так и называют - "Лондонский огурец".Это административно-офисное здание швейцарской страховой компании "SwissRE". Построено оно сравнительно недавно - в 2003 году. Архитектор - все тот же сэр Норман Фостер. Высота здания - 180 метров, оно считается первым экологически чистым зданием в Великобритании. В 2004 году Лондонский огурец получил звание "Лучшее здание года". Конечно, очень интересно было бы заглянуть внутрь. Это возможно, хотя и несколько затруднительно. Один раз в году, каждое второе воскресенье сентября организуются экскурсии во все госучреждения Лондона. Больше всего желающих - именно в "Огурец".
Только что услышала сообщение, что в здании "Лондонского огурца"проходил забег спортсменов на самый верхний, сороковой этаж. Победила итальянская пара, которая преодолела почти тысячу ступеней за 5 минут. Наверное, этим спортсменам было не до осмотра интерьеров...
Теперь полюбуемся Тауэрским мостом поближе. Очень красивый мост! Как будто бы две готические башни горделиво устремляются к небу.
Тауэрский мост строился 8 лет и был торжественно открыт 30 июня 1894 года. Особенностью Тауэрского моста является то, что он разводной, - пропускает крупные суда в Лондонский Пул. Вспомнились слова давней песни "...Остановилось чье-то счастье у разведенного моста..." Но лондонцам это не грозит. Во-первых мост разводится и сводится в считанные минуты, а во-вторых, две башни соединены пешеходными галереями, которые находятся на высоте в 45 метров от воды. В башнях функционируют парные лифты - один для подъема, другой для спуска. Сейчас вход в эти галереи платный, т.к. там находится Музей Тауэрского моста и смотровые галереи. Очень сожалею, что не пришлось посмотреть на Лондон с этих смотровых площадок. Говорят, что вид оттуда бесподобный, особенно ночью.
Недавно вышла английская версия фильма о Шерлоке Холмсе. В финальных сценах происходит борьба Шерлока Холмса со злодеем на вершине строящегося Тауэрского моста. Захватывающие сцены!!! Особенно виды сверху на Темзу. Рекомендую посмотреть.
Мы находимся на мосту Миллениум. Смотрим в сторону Тауэрского моста. Вдали перед нами мост Sauthwork. Возведен сравнительно недавно - в 1921 году. Обратите внимание на берег Темзы. Сейчас отлив. Как вы уже поняли, Темза - судоходная река, т.е. она имеет промышленное значение. Третья часть импорта и четверть всего экспорта Великобритании возможна благодаря докам Темзы, которые расположены по ее берегам от устья и до Лондона. Когда начинается прилив, океанские суда медленно поднимаются вверх по реке. Отлив им не страшен, т.к. в доках оборудованы специальные шлюзы, которые поддерживают постоянный уровень воды.
Вообще-то приливы в Темзе не очень повышают ее уровень, поэтому наводнения бывают крайне редко. Но все-таки бывают. Говорят, что когда-то разлившаяся вода доходила до Трафальгарской площади.
Вот он - мост London Millennium Footbridge, что переводится как
Лондонский пешеходный мост тысячелетия. Это самый молодой мост центрального Лондона.
По его названию можно догадаться, что построен он в честь нового тысячелетия.
Мост очень необычной конструкции, что хорошо видно на этих фотографиях. Эти
горизонтальные полосы - стальные канаты, к которым подвешены стальные поперечины,
которые и удерживают мост.
С мостом связана немного неприятная история. Через 2 дня после
торжественного открытия, на котором присутствовала Королева Елизавета II, мост
был закрыт на реконструкцию. Оказалось, что он начинает раскачиваться, когда
на нем находится большое количество людей. И почти 2 года мост был закрыт, пока
инженеры не нашли решение это проблемы.
Сейчас вроде бы подобной проблемы не существует, но все равно, во время сильных ветров мост закрывают.
На противоположной стороне Темзы я, к своему восторгу, увидела очень знакомое по многим фотографиям здание с трубой. Это знаменитая галерея Тейт - модерн. Как жаль, что не смогла туда попасть, хотя бы ради нашумевших инсталляций Дамиана Херста.
С противоположной стороны моста видна громада Собора Святого Павла - мы в нем уже побывали. А если вы туда не попали, то загляните СЮДА.
Там же находится Памятник пожарным. На всем постаменте памятника имена, - их несколько тысяч. Неужели столько пожарников погибло!? Во время какого пожара? Знаю, что в 17 веке был Большой Лондонский пожар, который уничтожил большинство зданий Лондона, среди поврежденных зданий был и Собор Святого Павла. Но по одежде не похоже, что это пожарники 17 века. Лондон горел на протяжении всей своей истории. Число пожаров огромно. Возможно, это такой собирательный образ. В любом случае - очень трогательный монумент и Вечная память погибшим!
Мост Ватерлоо. Очень красиво звучит. Назван в честь победы
британцев при Ватерлоо в 1815 году. Это единственный мост, который пострадал во
время бомбежек Лондона во время Второй мировой войны. Лондонцы называют
его"женский мост", т.к. восстанавливался он в основном женщинами. Сооружен из
портлендского камня, который имеет особенность самоочищаться на солнце после
дождя. А так как дождь в Лондоне - это обычное явление, то мост всегда выглядит
очень чистым. Есть еще кинофильм "Мост Ватерлоо", в главной роли - Вивьен Ли.
Едем мимо моста Хангерфорд. Это пешеходный мост. Здесь столпотворение народа. Похоже, что на катере проводится какая-то корпоративная вечеринка. В 19 веке здесь находилась знаменитая Хангендорфская лестница, которую неоднократно описывал в своих произведениях Чарльз Диккенс. Он работал в этом районе на фабрике по производству ваксы. Потом эта лестница была снесена. Глядя на веселую толпу, совсем не верится, что здесь когда-то была фабрика, было грязно, серо и страшно...
И вот он - знаменитый Лондонский глаз! Он также мог бы называться Миллениум, т.к. сооружен в честь наступления третьего тысячелетия. Молодцы лондонцы! Достойно встретили такую знаменательную дату. Высота этого Колеса обозрения - 135 метров. Конечно, сразу же возникает вопрос - каким образом удалось собрать такое грандиозное сооружение? Оказывается, - на Темзе насыпали искусственные острова, на которых и монтировали "глаз". Затем специальный подъемный кран поднимал его, весь Лондон с замиранием сердца наблюдал это необычайное зрелище. Обратите внимание, кабинки расположены с внешней стороны колеса. Это было новаторское инженерное решение. Кабинки помещены внутри металлических колец таким образом, что могут при вращении колеса все время оставаться в горизонтальном положении. Колесо обозрения работает безостановочно, но с очень малой скоростью. Даже немощный пенсионер может спокойно зайти в него, удобно расположиться и затем с удовольствием любоваться всеми красотами Лондона. На всякий случай, кабинка под номером тринадцать отсутствует. Считается, что безостановочная работа Колеса обозрения символизирует "возобновление и постоянство жизненного цикла".
Лондонский глаз был запущен в канун 2000 года. Предполагалось, что его разберут через 5 лет. Но он оказался настолько популярным и настолько надежным (ТТТ!), что работает до сих пор. Мне предстоял нелегкий выбор - Колесо обозрения или же посещения Национальной галереи. Победило искусство...
За Колесом обозрения очень красивое здание. Сейчас его называют Аквариум, а раньше оно было известно как County Hall, - там находились государственные учреждения, в том числе Совет Графств и Совет Большого Лондона. В 1961 году все эти госучреждения куда-то перевели, а здание продали японцам. А они уже распорядились по-своему - все сдали в аренду. На нижних этажах организовали самый большой в Европе аквариум со всевозможными экзотическими рыбами и обитателями морей и океанов. В прочих помещениях размещены постоянные выставки работ художников. Там же есть гостиницы, рестораны и даже жилые квартиры.
"...Бесконечная улица, делая резкий крюк,
выбегает к реке, кончаясь железной стрелкой.
Тело сыплет шаги на землю из мятых брюк,
и деревья стоят, словно в очереди за мелкой
осетриной волн; это все, на что
Темза способна по части рыбы..."
так писал Бродский о Темзе. Так неужели в ней, действительно, ничего не водится, кроме "осетрины волн"?
Для меня было очень интересно узнать, что в Темзе и ее притоках обитают угри. Правда, они сейчас на грани исчезновения. И это очень беспокоит специалистов-ихтиологов. Жизненный цикл угря очень интересен. Мальки угря из Саргассова моря совершают путь длиной в 6,5 км, чтобы добраться до европейских рек. Здесь они живут в течение 20 лет, а затем возвращаются на свою родину, в Саргассово море, чтобы там умереть, предварительно отнерестившись. С каждым годом их численность в Темзе уменьшается. Причина до сих пор не установлена. Возможно, это связано с нарушением экологии. Но тогда чем объяснить тот факт, что в Темзе в 2008 году обнаружили новых обитателей - морских коньков?
А еще в Темзу 12 раз за последние 20 лет заплывали киты, - очевидно, заблудились. Последний раз это был горбатый кит, длиной 8, 5 м. Когда его отловили, он оказался мертвым. Вскрытие(!) показало, что он умер от голода. Бедный кит!
Я глядела на Темзу, пытаясь сравнить ее с родным для меня Днепром, Невой, Дунаем и прочими реками, которые протекали по моему жизненному пути. Что в Темзе особенного? Почему она так привлекала к себе больших художников, писателей, поэтов? Серая вода, медленное течение, обычный речной запах, редкие чайки, сидящие на оградах, слабые блики солнца на ленивой волне... Откуда такой трепет в душе при мысли о том, что я на берегу Темзы!? Наверное, все дело в истории. А если бы я не знала ничего о том, что именно здесь, у этих доков начиналась история Британии - владычицы морей? Если бы я не видела Лондонского Тауэра, совсем не читала Диккенса и не слушала экскурсовода? Думаю, что все-равно бы почувствовала, что нахожусь на берегу особенной реки с очень красивым названием - ТЕМЗА.
По старой и доброй традиции бросим в Темзу монетку (обязательно через левое плечо!) и отправимся по лондонским улицам. Присоединяйтесь!
А если вам понравилась прогулка вдоль Темзы, то загляните СЮДА. Очень интересный сайт о Лондонских мостах.