Вестминстерское аббатство

Такой значок выдают при входе в ВА            штандарт Вестминстерского абатства

Никакими хвалебными эпитетами и восторженными речами невозможно хотя бы приблизительно  передать те чувства и впечатления, которые остались у меня после посещения этой мировой ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ - этого истинного шедевра западноевропейской готики.

Вест - запад, минстер - церковь. Т.е. Вестминстерское - означает "Западная церковь", а слово "аббатство" - монастырь.  Бенедиктинского монастыря здесь давным-давно нет. Он был упразднен еще во времена правления Генриха VIII. Но осталась великолепная церковь и то, что когда-то было монастырским двором и постройками.  Еще с 13 века аббатство было предназначено для коронации и для вечного упокоения короля и его приближенных. В 17 веке здесь начали погребать знаменитых людей Англии. А с 18 века начали устанавливать мемориальные памятники. Поэтому понятно, почему   Вестминстерское Аббатство называют Домом Бога и королей и какое большое значение оно имеет для англичан.

 Думаю. что нет смысла мне здесь писать его историю, которая насчитывает уже тысячелетие, а, может, и больше. В Интернете довольно хорошо и много  рассказывается об этом. Можно обратиться к этим ссылочкам, а я буду говорить о том. что мне удалось сфотографировать.

           

Слева - картина художника Каналетто, которую он написал в 1749 году "Процессия Ордена Бани у Вестинстерского Аббатства". Это западный вход в Аббатство. Башни построены в 18 веке учеником уже известного нам Кристофера Рена. В середине прошлого, 20 века происходила реставрация Аббатства. И над центральным входом были установлены скульптуры мучеников - Святых, которых постигла мученическая смерть в 20 веке.

       

Четвертая скульптура слева это Великомученица Елизавета - Великая Княгиня Елизавета Федоровна - сестра Императрицы, жены Николая II - Александры Федоровны. Рядом с ней Мартин Лютер Кинг.  К сожалению, выяснить имена всех мучеников не удалось.

Снаружи церковь не поражает своими размерами, но тем не менее - это самая высокая церковь Англии. Высота ее центрального нефа - 31 метр ( десятиэтажный дом), а длина - 156 метр.

Пришлось ждать довольно долго, пока наша группа попала в этот внутренний двор, откуда началась наша экскурсия.

       

Перед нами стояла группа немецких пенсионеров, которая также, как и мы, терпеливо ждала приглашения .

       

И вот мы уже у заветной двери. У входа было много служителей, которые несколько раз напомнили о том, что внутри фотографировать категорически запрещается. Нам всем выдали значок, который вы видите в самом начале моего рассказа и который я бережно храню, и мы вошли в длинный и мрачный коридор.

       

Прошли мимо монастырского дворика, который называется клуатр. Когда-то клуатр являлся центром монастырской жизни.
Клуатр являлся центром монастырской жизни.
Поразили мощные контрфорсы и аркбутаны, которые выполняют опорную функцию, поддерживая такое высокое здание. Согласитесь. что они очень впечатляют.

А затем по сводчатой галерее, сложенной из светлого камня, где еще можно было фотографировать, прошли внутрь церкви и - тут началось самое главное. То, что предстало перед моими глазами буквально ослепило и ошеломило. Внутри здание оказало огромным, гораздо выше и длиннее, чем казалось снаружи. Со всех сторон проникал свет из витражных окон. Я не знала , куда смотреть - вверх, вниз, по сторонам,  везде захватывало дух. Над головой на огромной высоте распускались великолепными цветами выступающие дуги свода. Поразило обилие памятников. И вот тут-то я очень пожалела, что как следует, до поездки, не изучила все то, что мне предстояло увидеть. Насколько шире и интереснее было бы это посещение. И хотя с нами был лицензированный гид, - ее рассказ был минимальный. Пришлось после поездки, с помощью Интернета восполнять и узнавать все то, что я увидела.

Из-за обилия впечатлений я абсолютно не помню, в какой последовательности я ходила, раскрыв рот от изумления, и восхищения, и от преклонения перед создателями всех этих шедевров и тех, кто эти шедевры сохранил. Кроме того, здесь была какая-то особая мистическая атмосфера. Подумать только - почти все короли и королевы Англии покоятся здесь. И здесь же они короновались!

 

 Это коронационное кресло, самая старая мебель в Англии. Сделано в 13 веке по приказу короля Эдуарда I. Под ним должен был храниться Камень Судьбы. Это очень интересная и таинственная история. Считается, что этот Камень известен еще с библейских времен. Именно он был в головах у Иакова, когда ему приснился пророческий сон про лестницу в небо. Каким путями он попал в Шотландию - неизвестно. Но доподлинно известно, что, сидя на нем, короновались ирландские и шотландские короли. Эдуард I отобрал этот Камень у Шотландии и привез его в Лондон, где и поместил в нишу под коронационным креслом. В 1950 году шотландские патриоты -четверо студентов каким-то образом украли этот камень и увезли в Шотландию, где он хранился в одном из аббатств, завернутый в Шотландский флаг. Когда он был обнаружен - его вернули в Лондон. Но в 1996 году для восстановления справедливости Камень Судьбы торжественно перевезли в Шотландию с договоренностью, что для последующей коронации Камень вернется в аббатство. Там он и поныне находится в Эдинбургском замке. И я его там видела!

Кресло несколько раз реставрировали, но тем не менее на нем мало что осталось от прошлого великолепия. В прошлом служители, чтобы подзаработать, разрешали всем желающим посидеть в нем. А вот перевод одной из надписей, нацарапанных на этом уникальном кресле:  "П.Абботт спал здесь 5/6 июля 1800".

Коронационное Кресло вывозили из ВА всего три раза. Оливер Кромвель пожелал восседать в нем при провозглашении его лордом-протектором. ( И это при его ненависти к Королям и прочим королевским атрибутам!). Второй раз для реставрации во времена королевы Виктории. И во время Второй Мировой войны.

Последний раз в этом кресле короновалась Елизавета II в 1953 году.         

 

           

Посмотрите на это чудо из чудес! Это капелла Богородицы. Сооружена она в начале 16 века простыми братьями-каменщиками Робертом и Уильямом Вертью по проекту Роберта Джейнинса. Эти имена вам ничего не говорят, как,  впрочем, и мне. Но так хочется почтить память этих людей, творчество которых столько веков не может никого оставить равнодушным, потому что они создали ИСТИННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА! Веерный ажурный свод - Божественен! И если предыдущие помещения от избытка впечатлений вызывали у меня полное смятение чувств , то здесь царили мир и гармония. В центре капеллы очень предупредительно установлено зеркало, обращенное к потолку. Поэтому можно не запрокидывать голову вверх, а спокойно рассмотреть в нем отражение всех деталей этого кружевного чуда.

Капелла Богородицы - это Капелла Ордена Бани. Это очень серьезный старинный рыцарский Орден с довольно странным названием. Чтобы доказать свою духовную чистоту посвящаемый совершить омовение, подобно крещению (отсюда и "Order of the Bath"). Орден очень ценится и награждают им крайне редко. великим магистром Ордена является принц Уэльский (принц Чарльз). Помните картину Каналетто в начале этой страницы? Точно также церемония шествия Кавалеров Ордена Бани происходит и сейчас. Поэтому в капелле справа и слева установлены сидения . У каждого сидения - табличка с именем рыцаря. Над каждым местом висит Знамя посвященного вместе с его геральдическим знаком. После смерти рыцаря его знамя и геральдический знак отдают семье, а табличка остается навечно. Посвящение в Кавалеры Ордена Бани происходит раз в четыре года, и новые рыцари занимают освободившиеся места. Представляете - настоящие рыцари в наше время!

Капелла Богородицы снаружи. Разве можно сказать, что она сотворена из камня? И если сказано, что архитектура - это застывшая музыка, то эту прекрасную музыку я слышу до сих пор...

Капеллу Богородицы еще называют капеллой Генриха VII,т.к. она сооружена по его приказу, и он же покоится здесь со своей женой Елизаветой Йоркской.

 

 

Это их надгробия. Когда рассказывают о нем, то обязательно вспоминают Микеланджело, потому что выполнил этот надгробный памятник Пьетро Торриджано. Он убежал из Италии в Англию, чтобы избежать суда за то, что в драке сломал нос Микеланджело.

Несколько неудачный ракурс. Король и королева лежат. Вообще-то здесь очень необычные надгробия. покойные изображены на них в свой полный рост, в нарядных одеждах, со всеми своими регалиями. У некоторых очень естественные лица, очевидно, выполненные с посмертной маски.

Я уже говорила о том, что здесь очень много служителей, наблюдающих за посетителями. И это не случайно. И по сей день очень много желающих унести что-либо на память. У Генриха V, например, уволокли его серебряную голову. Случилось это в 16 веке. И только в наше время ему вернули голову, но только сделанную уже из другого материала.

 

А потом произошла моя встреча с королевами, о которых я много читала, но не думала и не гадала, что смогу увидеть их могилы. Они покоятся в небольшом посещении, где царит напряженная и довольно-таки мрачная тишина, несмотря на большое количество посетителей, поклонников, паломников и просто любознательных туристов.

 

Делярош. "Смерть Елизаветы".  

 Елизавета I (1533-1603) покоится в пышной гробнице с великолепным надгробием, которое очень впечатляет. В этом же склепе, под ней, покоится ее сестра Мария (1516-1558). Елизавета I - протестантка, Мария - ревностная католичка. Но  тут они лежат вместе - Смерть соединила их.

"Сестры во власти и на смертном ложе, здесь покоятся Елизавета и Мария, в надежде на воскресение, что вновь соединит их" - таков перевод латинской эпитафии.

Мне трудно  разобраться в своих чувствах. С одной стороны было что-то противоестественное во всех этих гробницах, склепах, надгробиях. Но с другой стороны, - появилось чувство, что я действительно встретилась со всеми этими людьми, и теперь они стали для меня не историческими персонажами, а живыми людьми, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО жили, любили, страдали, или же были счастливы.

 

 

Тут же были захоронены косточки мальчиков, о которых я очень страдала, когда много лет назад увидела эту картину Деляроша. Это "принцы из Тауэра" - пятнадцатилетний Эдуард V и его брат Ричард, которому было всего 11 лет. Невинно убиенные. Какая напряженная картина! Сколько испуга в глазах Ричарда. А как обреченно смотрит прямо на вас Эдуард.

О них подробнее я напишу в рассказе о Тауэре.

 

 

В этой же капелле спят вечным сном две маленькие  принцессы в очень необычных гробницах.  София, которая умерла на третий день своего рождения в 1606 году, лежит в каменной коляске-колыбельке. Ее двухгодовалая сестричка Мария в нарядном платьице лежит рядом и привстав из своего ложа смотрит на Софию.Эти печальные могилки сделал для своих дочек король Яков I, сын Марии Стюарт.

 

           

Мария Стюарт, шотландская королева, покоится в прекрасной мраморной гробнице напротив Елизаветы I, по приказу которой она была казнена. К Марии Стюарт у меня особое отношение. Несомненно это была прекрасная женщина, женщина во всех смыслах этого слова. Столько веков прошло, а вот ведь оставила она свой след. Сколько поэм, стихотворений, романов и кинофильмов посвящено ей. И везде она разная, - у каждого своя версия о  жизни Марии Стюарт. Наверное, не очень уютно лежать ей у этого великолепного витражного окна рядом со своей родственницей, у которой она просила защиты и которая так жестоко поступила с ней. Но как молитвенно сложены руки, как изящны длинные пальчики. Хотела быть королевой,- жила, как королева, - умерла ,как королева и- покоится, как королева.....Так и хочется сказать "Господи, упокой ее душу грешную. Прости ей все прегрешения вольные и невольные. И даруй ей Царствие Небесное. Аминь!"

           

В Вестминстерском аббатстве около 600 захоронений. Они везде - в полу, в стенах, в нишах. Но кроме захоронений здесь есть просто памятники или другие какие-либо способы почтить память выдающихся людей. В Уголке поэтов обратили наше внимание на табличку с именем Оскара Уайльда в витражном окне. Вспомнили все-таки большого английского писателя! А похоронен-то он в Париже в безвестности и бедности. Очень красив памятник Уильяму Шекспиру, хотя покоится совсем в другом месте. А вот лорд Байрон, который умер в 1824 году удостоился мемориала только в 1969 году. Все это время чопорные англичане считали, что поэт недостоин был быть похоронен здесь из-за своего образа жизни.

  Почтила  я память и Чарльза Диккенса, произведениями которого нельзя не зачитываться. Недалеко от него похоронен самый старый житель Британии, который прожил 152 года и умер в 1635 году. Возможно, прожил бы и больше. Но на его беду король Карл I приказал привезти его, как диковинку, в Лондон, - где он тут же и скончался. Но зато по распоряжению Карла I удостоился чести покоиться здесь.

Еще я видела самую маленькую могилу , которая занимает всего 40 квадратных см. Она принадлежит драматургу Бену Джонсону (1573-1637), который был похоронен стоя, т.к. только на такую площадь ему и хватило английских фунтов стерлингов.

И еще много-много всего интересного и необычного я увидела, всего и не перескажешь. поэтому я прерываю свой рассказ и от всей души желаю вам посетить этот замечательный и бережно хранимый ПАМЯТНИК ИСТОРИИ, который в моем собственном рейтинге наиболее запомнившихся достопримечательностей навсегда останется на первом месте.

  

Hosted by uCoz