Hosted by uCoz
Piza

"Поле чудес" в Пизе

Побывать в Пизе мне было интересно не только из-за Пизанской башни. Трагедия графа Уголино будила мое воображение с тех пор, как я прочитала о ней в "Божественной комедии" Данте. Это очень мрачная история о том, как пизанцы по приказу архиепископа Руджиери заточили графа Уголино  в Голодную башню. Граф Уголино оказался предателем - впустил вражеские войска в Пизу. И случилось это в 1288 году.  Эта история , несомненно, была бы забыта, если бы вместе с Уголино не заточили бы в башню его двух детей и двух внуков, а ключ от темницы не бросили бы в реку Арно. Вот с такими мыслями от этой душераздирающей истории я и прибыла в город Пизу.

Пиза оказалась очень милым небольшим городком с богатейшей историей и с населением 150 тыс жителей, из которых 30 тыс составляют студенты университета. Об истории Пизы вы можете прочитать ЗДЕСЬ. (Настоятельно рекомендую!)

А теперь отправимся на PIAZZA DEI MIRACOLI "Поле чудес". Конечно, к известному телешоу это название не имеет никакого отношения. Но место , где находится Пизанская башня - это действительно - поле чудес, которое превзошло все мои ожидания.

К сожалению, это только часть территории и , конечно же, фотография не передает ослепительную белизну, изысканность и утонченность этих мраморных шедевров. На "Поле чудес"  находятся - Пизанская башня, Кафедральный собор, Баптистерий и Мемориальное кладбище. Теперь обо всем понемногу.

Пизанскую башню вы , конечно же, узнали. (К сожалению, я не смогла не сфотографироваться в общепринятой туристами позе.). И хотя башня выглядит здесь небольшой - она очень высокая. Ее высота примерно 57 м . И еще - она очень красивая. Конечно, искушение подняться на башню было очень велико, но тогда не хватило бы времени на осмотр остальных достопримечательностей.

Опять отсылаю вас к ССЫЛОЧКЕ . Добавлю только, что наклон башни продолжает увеличиваться каждый год примерно на 1 миллиметр.

 

Следующее чудо - это Кафедральный собор. Начало его строительства - вторая половина 11 века. Для строительства собора было выбрано место, где раньше стоял дворец императора Адриана.  Собор очень гармонирует с Башней, т.к. в его архитектуре повторяется мотив лоджий. Написала слово "мотив" и подумала о том, что выражение "Архитектура- это застывшая музыка" нигде так не соответствовало действительности, как здесь. Это был торжественный гимн творцам, многие имена которых поглотило неумолимое время. Но их чистые мысли, помыслы , чувство красоты, восхищения и желание донести их до нас витали здесь. Они звучали в этих арочных нишах, в колоннах, в ромбах, во всевозможных розетках и мозаиках. Зазвучали они и сейчас, когда я пишу эти строки. Прошу прощения за небольшое отступление, но я счастлива, что мне довелось побывать в этом месте.

Если внимательно присмотреться, то во втором ярусе справа можно увидеть небольшую красную колонну, которая сделана из порфира, привезенного из Майорки. Согласно древней легенде, если на нее посмотреть, то на один день вы спасены от измены в любви.

Вообще много легенд связано с этим Полем чудес. До сих пор , оказывается, точно не уставлено, почему Башня падает. По легенде, архитектору башни Бонанно Пизано отказались заплатить после окончания работ. Тогда он подошел к башне, погладил третью справа от входа колонну и сказал "Иди за мной". И тут же башня наклонилась в его сторону.

А вот легенда, связанная с Кафедральным собором. Например,  двери. У этих дверей можно стоять часами, - так они великолепны. Центральные двери изображают сцены из жизни Богоматери, а боковые  - жизнь Христа. В левой части центральной двери видны блестящие фигурки собаки, лягушки и двух ящериц. По легенде, если потереть их , то сбудутся все ваши несбывшиеся мечты.

 

Не менее интересны двери с боковой стороны Собора. Это единственные двери, которые уцелели после пожара 1595 года.  Их создатель Бонанно Пизано (1180 год), и называются они по имени Святого Раньери. Их стоит посмотреть! Очень поэтические двери!

А теперь войдем в Кафедральный собор. Он ОГРОМЕН! И вместе с тем, очень гармоничен. Справа и слева - огромные колонны, которые, как оказалось, привезены из Палермо, как военный трофей. Нельзя забывать, что Пиза в прошлом - это Морская Республика Пиза. И эти колонны  были взяты из разрушенной военными мечети.

 

Справа - Главный алтарь и апсидная круглая ниша с мозаичной фигурой Христа на троне между Девой Марией и Св.Иоанном Евангелистом.

Перед Главным алтарем  висит огромная  бронзовая люстра, которая называется "Лампой Галилея". Галилео Галилей (1564-1642) родился в Пизе. Здесь же, в Пизанском университете изучал медицину, математику и философию. В этом Кафедральном соборе он наблюдал за колебаниями бронзовой люстры и установил "закон маятника". Кроме того, с Пизанской башни он бросал вниз различные предметы и установил закон о том, что ускорение падения одинаково для всех тел, независимо от их веса.

 

В этом саркофаге в 1161 году похоронен Святой Раньери. Пизанцы до сих пор чтят его память и считают его покровителем своего города. 17 июня каждого года в день смерти Святого, урну открывают и святые мощи выставляют на показ верующим.

 

А это одна из главных достопримечательностей - Пульпит, т.е. возвышение для проповедей. Выполнен он великим Мастером  Джованни Пизано. Сколько я не рассматривала его, - понять его символику я так и не смогла. Например, колонны опираются на львов, которые терзают бедную лань.  Кроме того, здесь есть фигура женщины, которая держит вниз головой огромного льва. Что-то есть жуткое в этой символике. Но исполнение!

Верхняя часть Пульпита состоит из панелей со сценами из Нового Завета. Фотографии из сайта http://www.wga.hu/html/p/pisano/giovanni/1pulpits/index.html

Сцена Поклонения волхвов

Рождество Христово. Необыкновенная панель! Сколько нежности в жесте Марии! А как живописны овцы! А Ангелы!

Трагично Распятие!

Картина Страшного Суда

 

Теперь переходим к следующему чуду - это Баптистерий. Баптистерий - это здание, в котором проводился обряд крещения. Дело в том, что в давние времена некрещеным запрещалось входить в храм.  Для этого отдельно строилось специальное здание  - Крестильня, или Баптистерий. Пизанский Баптистерий уникален. Во-первых, он грандиозен.  Он превышает Пизанскую башню на несколько сантиметров. Кроме того, он округлой формы и его размеры в окружности составляют 107 м. Это самый крупный Баптистерий в мире. Его вершину венчает статуя Святого Иоанна Крестителя. А еще он обладает удивительным акустическим эффектом. Мне удалось услышать свой голос вне меня, многократно отраженным круглым куполом этого удивительного здания. И построен он на добровольные пожертвования 34000 пизанских семей.

 

Внутри Баптистерий изумительно прост.  Это вид сверху. Пришлось подняться по винтовой лестнице на верхнюю галерею, чтобы сделать эту фотографию. Шестиугольное сооружение - это сама купель. В боковых чашах купели крестили детей, погружая их в воду. В центральной чаше крестили взрослых. Баптистерий действующий, то есть и сейчас  здесь продолжают совершать обряд крещения.

В центре купели - совершенно изумительная скульптура Иоанна крестителя, выполненная скульптором Италло Гризелли, нашим современником.

 

Видна часть этой неповторимой купели, выполненной в 1246 году Гундо Бигаредди из Комо. Он украсил свое творение мраморной инкрустацией, которая так замечательно сохранилась до наших дней.

И еще один Пульпит.

Фотография http://www.wga.hu/html/p/pisano/nicola/index.html

Это творение Николо Пизано - отца Джованни Пизано, Пульпит которого мы видели в Кафедральном соборе. Николо Пизано считается самым крупным новатором итальянской скульптуры. До него никому не удавалось так вдохнуть свою душу в каменные изваяния, заставить их звучать человеческими страданиями, муками и радостями.  Впоследствии это удалось сделать его сыну Джованни, Донателло и Микеланджело. Но он был первым.

И , наконец, самое загадочное монументальное чудо - Монументальное кладбище. Работы по его строительству были начаты в 1276 году. К сожалению, сфотографировать его снаружи не удалось, т.к. это огромное сооружение с крытыми галереями и внутренним двориком. Все захоронения находятся в крытых галереях, что , наверное, и придает ему  эту таинственность и какую-то мистически - грозную ауру. С испокон веков это кладбище славилось своими фресками. Но в 1944 году , когда в Пизе шли тяжелые артиллерийские бои, была полностью разрушена свинцовая крыша. Расплавленный свинец стекал по фрескам, в результате чего множество драгоценных произведений было навсегда утеряно. Но то, что сохранилось  по сей день поражает воображение. И  не только таких впечатлительных особ, как я.

Вот это Монументальное кладбище изнутри. Правда, впечатляет! Внизу- мраморный пол. А видимые прямоугольники под ногами - это могилы, в которых лежат самые знаменитые и заслуженные пизанцы. Можете представить, как жутковато было ходить здесь. В начале 19 века сюда были помещены римские саркофаги, которые попали в Пизу в разные эпохи.

Хорошо видны эти римские саркофаги, а также остатки фресок на стене. Монументальное кладбище в свое время вдохновило Ференца Листа, Теофиля Готье и многих других великих людей на их бессмертные творения. Можно представить себе, как оплакивала мировая культура этот бесценный памятник, который практически был почти уничтожен  после бомбардировок 1944 года. Но грандиозные реставрационные работы, которые начались с 1945 года и продолжаются по сей день все-таки вернули миру то, что казалось безвозвратно потерянным.

Многие выдающиеся итальянские мастера работали над этими фресками. И даже теперь, спустя многие-многие века , разглядывая их, поражаешься сюжетам, сочетаниям красок, одухотворенностью, фантазией, глубоким смыслом, желанием донести до нас свой внутренний мир. Вечная память вам, великие Мастера!

 Фреска из зала неизвестного пизанского художника. Триумф Смерти. Эта работа была мне известна по репродукциям из интернета.  Но могла ли я предполагать, что увижу ее своими глазами!!! В этом зале было довольно мрачно не только из-за темы фресок, но и из-за отсутствия естественного освещения. Кроме того фрески с изображением Страшного Суда и Ада окружали меня. .. Но не хочется делиться с вами моими ощущениями от их восприятия. Я думаю, здесь и так все ясно. MOMENTO MORI!

Совсем не хочется на такой мрачной ноте заканчивать свой рассказ, хотя и начался он с не менее мрачного рассказа об Уголино. Я вышла из Монументального кладбища, где у входа  висели остатки цепей, которыми в свое время перекрывали вход в порт города. (Море давно уже отошло от Пизы на несколько километров.) Но, взглянув на синее небо, на зеленую лужайку, которая сразу же напомнила мне бегунов, соревнующихся из-за зеленого сукна все того же Данте, все мои мысли о Триумфе Смерти моментально растворились в его бездонности и в живой травяной зелени . Все-таки именно о Триумфе Жизни думали великие итальянские зодчие, живописцы, безвестные строители и ваятели этой удивительной площади под названием PIAZZA DEI MIRACOLI .



Hosted by uCoz