Музей Виктории и Альберта

 

Музей Виктории и Альберта - самый большой музей декоративно-прикладного искусства. Мне очень хотелось попасть в него. Особенно после просмотра кинофильма о королеве Виктории и ее супруге принце Альберте. Наверное, нельзя сказать, что этот музей -  детище Королевской семьи. Но, во-первых, Музей построен в викторианскую эпоху, а во-вторых открытие Всемирной выставки, которая дала толчок для создания этого Музея, осуществилось именно благодаря энтузиазму принца Альберта. И лично мне Музей представляется гимном большой любви двух великих людей - Виктории и Альберта.

  www.wga.hu               

    Немного предыстории о создании Музея.

На этой картине, которая вывешена в музее, можно хорошо рассмотреть принца Альберта (он с чертежами). Вокруг него, очевидно, - члены Попечительского совета. Скорее всего решается организация Всемирной выставки. А, м.б. и вопросы, связанные с открытием Музея.

Всемирная выставка открылась в 1851 году на территории Гайд-парка. Успех был ошеломляющий. Называлась она "Большая выставка изделий промышленности всех наций". Это была первая  выставка мирового масштаба. Сейчас подобные выставки называются "Экспо - ЕХРО".

Благодаря совместной творческой работе принца Альберта с уникальным человеком - садовником, дизайнером, архитектором и инженером - Джозефом Пакстоном был спроектирован проект Хрустального дворца, в котором размещались все экспонаты Всемирной выставки.

О Джозефе Пакстоне я вам уже рассказывала более подробно, когда мы с вами посещали сады Чатсворта.

   

На первой фотографии вы можете видеть макет Хрустального дворца, который выставлен в музее Виктории и Альберта. Посмотрите внимательно, - под большим куполом растут деревья, - два огромных вяза были сохранены. Хрустальный дворец долгие годы после выставки будоражил умы общественности. Судя по этим картина, он, действительно, был уникальным. Дворец был похож на огромную стеклянную оранжерею, выполненную из ажурного металлического каркаса. Это было первое в истории архитектуры здание целиком выполненное из стекла и металла. Чудо инженерного искусства занимало площадь в 7 га. Как жаль, что Хрустальный дворец не сохранился! После проведения выставки он был демонтирован и перенесен в другой парк, а в 1936 году сгорел во время пожара.

Выставка не могла существовать вечно. А успех ее был так велик, да и, очевидно, англичане не хотели расставаться с такими интересными экспонатами. Начались дискуссии в Парламенте о необходимости создания музея прикладного искусства, который бы дал возможность населению повышать свой образовательный уровень. Победило общественное мнение, и вскоре на доходы от Всемирной выставки был создан The Museum Of Manufacturers. Его первыми экспонатами были те, которые демонстрировались на так полюбившейся англичанам Всемирной выставке. Через пять лет он переехал в новое здание и стал называться музеем Южного Кенсингтона.

Вот такая интересная предыстория создания интереснейшего Музея мирового масштаба.

  

 Современный музей Виктории и Альберта - это комплекс зданий, расположенный в фешенебельном районе Лондона, который называется Южный Кенсингтон. Недалеко находятся Гайд-парк, еще два музея - естественной истории и науки, аукционный дом "Кристи" и знаменитый Королевский Альберт-холл -  самый большой концертный зал в Лондоне.

Начало музея Виктории и Альберта было положено в 1852 году. Затем началось стремительное пополнение коллекций и , соответственно, строительство новых корпусов. 17 мая 1899 году королева Виктория присутствовала на торжественной церемонии закладки первого камня  нового здания, которое должно было стать Главным. Это здание вы и видите на этих фотографиях. Главный вход в Музей напоминает портал  средневекового собора.  На высоком постаменте - скульптура принца Альберта, которая была установлена по велению Королевы. Принц Альберт умер в 1861 году. До конца своей жизни королева Виктории не смогла смириться со своей утратой. Слуга принца Альберта ежедневно перестилал его постель, менял его пижаму, ставил свежие цветы в вазу. А музей прикладного искусства и дизайна стал официально называться музеем Виктории и Альберта. Это была глубокая дань уважения к королевской семье, которая много сделала для своего народа, в том числе и для создания этого музея.

 

 

 

Музей - огромен. В нем 6 уровней и более 140 залов. Эти залы напоминают больше дворцовые палаты, чем музейные комнаты. Количество экспонатов, очевидно, не поддается никакому подсчету. Чего здесь только нет! Старина, современность, скульптуры, драгоценности, ткани, модные новинки, китайский фарфор, игрушки... .И буквально возле каждого экспоната - аудиогид, который расскажет вам и о времени, когда создан этот экспонат и о его ценности. Вот только у меня так мало было времени!!!!! Как я жалею об этом. Удалось посмотреть совсем небольшую часть экспонатов, но впечатлений осталось очень много.

Вход в музей бесплатный. Фотографировать разрешено везде, кроме отдела драгоценностей. Мало того, в музее нет выходных дней, а по пятницам он работает до 22 часов.

Покажу вам то, что мне посчастливилось увидеть. Входим в вестибюль - везде мрамор разных пород, а сверху к вам спускается  люстра неописуемой красоты. Ее высота - 9 метров. Так как ваш взгляд уже устремлен вверх, то напротив люстры видим ажурный алтарь, к которому мы попозже подойдем. И вот это сочетание - старина и современность, религиозное искусство и модерн - сразу же настраивает на то, что впереди вас ждет что-то очень необычное. Так это и было - для меня. Каждый музей по-своему интересен. Но музей Виктории и Альберта - это самый интересный и самый неожиданный музей из всех, что мне довелось посетить.

 Перед вами - залы гипсовых слепков, крупнейшая и наиболее полная коллекция слепков европейской культуры. Такие залы начали появляться в начале 19 века во многих музеях мира. Первоначально они предназначались для обучения студентов. Но затем, учитывая увеличивающийся интерес, стали доступными и для широкой публики. Московский музей изящных искусств был первоначально задуман именно, как музей слепков и копий.         

  

Создатель Московского Музея изящных искусств И.В.Цветаев (отец Марины Цветаевой) писал "...прежние короли собирали и подлинники греческой и римской скульптуры, но недавно скончавшийся король Albert нашел, что на покупку древних мраморов и бронз важного значения нет уже ни денег, ни надежд, а потому он склонился к мысли ученых советников собрать по разным местам Дрездена гипсовые слепки и пополнять их новыми приобретениями этого рода, чтобы создать новый, строго систематический, в исторической последовательности, Музей скульптуры..." Я думаю, что здесь собрано то, что задумывалось принцем Альбертом, как Музей скульптуры.

  

        

В 1857 году великий герцог Тосканы подарил королеве Виктории шестиметровую копию статуи Давида Микеланджело. Королева Виктория была так шокирована громоздкостью и некоторыми мужскими подробностями этого неожиданного подарка, что  сразу же передала его в Музей.

Но бедный Давид шокировал не только ее. Многие  дамы падали в обморок, а их мужья писали жалобы директору музея. В ответ на эти жалобы директор музея отвечал " . ..антикварную галерею очень часто посещают частные преподаватели для обучения молодых студенток, но никто их этих девушек никогда не жаловался, даже косвенно" (из документов музея 1903г.). Но все-таки, чтобы пощадить стыдливость жен высокопоставленных лиц  англо-итальянской фирме Brucciani & D был заказан полуметровый фиговый листок, который при любом высоком посещении прикреплялся к лону Давида с помощью двух специальных крючков.

Справа уникальный экспонат - точная копия колонны Траяна. Для лучшего ее рассмотрения она разрезана на две части. 

 

 

 

  

Рядом со скульптурой Давида - копия Рафаэлевской "Афинской школы" (оригинал в Ватикане). Там же скульптуры Моисея и "Рабов" Микеланджело. Справа - алтарные украшения, кафедры и прочие убранства знаменитых соборов, в том числе и работы Джованни Пизано из Пизанского собора.

Ценность подобных экспонатов очевидна. Не каждый же  может поехать во Флоренцию, чтобы восхититься статуей Давида, или же в Рим, чтобы увидеть колонну Траяна. А здесь собрано все то, что представляет собой общечеловеческие ценности, но только в виде искусно выполненных копий. Ведь гипсовый  слепок - это точное механическое воспроизведение оригинала. Кроме того, здесь с успехом можно обучаться истории и искусствоведению, - ведь гораздо ценнее увидеть трехмерное изображение изучаемого предмета, чем его фотографию.

  

В огромных залах блуждать можно часами. Здесь же находятся работы знаменитого Алчео Доссена. В свое время его обвинили в мошенничестве за то, что он изготавливал и продавал "статуи под старину". Теперь же музей Виктории и Альберта гордится тем, что в его экспозициях имеются творения Алчео Доссена, которые считаются произведениями искусства, несмотря на то, что это копии работ великих мастеров.

Переходим к коллекциям оригинальных работ.

Я вам уже говорила - чего здесь только нет! И каждый экспонат -  маленький или же большой шедевр.

 

Это статуя собаки Ба-Шоу. Ньюфаундленд Ба-Шоу был любимой собакой лорда Дадли. Эта привязанность возросла еще больше после того, как Ба-Шоу спас своего хозяина от нападения змеи. Решив увековечить своего верного друга, лорд Дадли заказал  известному скульптору Мэтью Уайету (Wyatt) ее статую.

Свою работу скульптор оценил в баснословную сумму, мотивируя это тем, что она была изготовлена из различных пород мрамора, топазов и сардоникса. Но, к несчастью, лорд Дадли умер, не успев расплатиться, а наследники не захотели выплачивать такую огромную сумму.

Затем умер и скульптор, не найдя покупателей на это уникальное произведение искусства. В 1870 году его сын передал статую в Музей для временного пользования. В 1887 году статуя была продана на аукционе. Еще много раз она переходила из рук в руки, пока в 1960 году окончательно не поселилась в Музее Виктории и Альберта.

 

 

 

     

   

Хотелось бы рассказать вам о каждом экспонате, но увы...

В Музее на многих этажах есть небольшие залы, где демонстрируются кинофильмы. Я с удовольствием просмотрела кинорепортаж о коронации королевы Елизаветы II.

    

Сделаем небольшую передышку и выйдем в очаровательный внутренний дворик.

А отдохнув от впечатлений, направимся в скульптурные залы.

Скульптуры на  античные и  библейские сюжеты, современная скульптура.

Очень интересные художественные галереи. Перед вами зал с коллекцией Константина Ionides.

     

В этом зале я задержалась подольше, т.к. с восторгом увидела произведения любимых мной прерафаэлитов - Берн-Джонса и Россетти.

Читаю : "Константин Ionides жил в фешенебельном лондонском пригороде в Holland Park. Он собрал прекрасную коллекцию искусства, которая включает более 80 картин, в том числе Ренессанс портрета Боттичелли и Тинторетто, а прерафаэлитов работ Берн-Джонса и Россетти. Ionides Также важно раннее коллекционера французских художников от 1800-х годов, таких как Дега, Делакруа и пр."

 

  

Галерея портретов, выполненных из мозаики. Вижу Кристофера Рена, Микеланджело, Рафаэля.  Рядом семейный триптих - очень меня впечатливший. Кто они? Руки супругов лежат, очевидно, на Библии. А рядом с Библией - человеческий череп. "Вместе - до самой смерти". И очаровательные детишки с обеих сторон. Как сложилась их судьба?

И вновь - сундуки, барельефы, мебель, гобелены, китайские вазы, кринолины...

 

Думаю, что это бюст короля Карла II. И как удачно размещен! Любуется на себя в шикарное зеркало, а рядом - очаровательные путти заманивают в очередные любовные приключения любвеобильного монарха.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Серебряный зал. В этом зале много экспонатов, изготовленных из чистого серебра. Три серебряные льва приобретены у  короля Дании всего-навсего за 100 фунтов стерлингов.

Ну как не сфотографироваться у этой серебряной вазы. А ,может, это купель? Или сосуд для вина? Обо всем этом можно узнать их имеющихся указателей. Вот поэтому выделяйте на посещение музея Виктории и Альберта не менее недели.

В Музее есть стеклянная галерея. Попасть в нее можно, поднявшись по особой лестнице. Вокруг вас царит полумрак. Ярко освещена лишь СТЕКЛЯННАЯ винтовая лестница. Поднявшись по ней, вы попадаете в мир драгоценностей. Перед вами Ювелирная Галерея, на которой представлены 3500 ювелирных изделий, отображающих всю историю европейского ювелирного ремесла за последние 800 лет. Подвески Елизаветы I, украшения ее фрейлин, алмазы Екатерины Великой (нашей), изумруды, которые Наполеон дарил своей приемной дочери, диадемы императрицы Жозефины. Ювелирные украшения от известных дизайнеров Tiffany и Cartier.

Можно еще рассказывать и рассказывать. Но лучше всего - загляните сюда .Воспользуйтесь гугловским переводчиком, и, если вас заинтересовал мой небольшой рассказ, совершите виртуальные экскурсии по всем, интересующим вас, залам. А они все , поверьте мне, необычайно интересные!

 Не могу не поместить фотографию директора Музея, которому хочется выразить искреннюю признательность не только за его отличную организационную работу, но и за ту доброжелательную и теплую атмосферу, которая царит во всех уголках этого удивительного Музея. Знаю, что о музее Виктории и Альберта я всегда буду вспоминать с чувством глубокого восхищения и легкой грусти, - ведь сколько интересного я не смогла посмотреть!

 
 

Hosted by uCoz