Говорящие Камни Уэльса

Камни в Уэльсе порой вытворяют совершенно необъяснимые вещи. Один из них однажды даже заговорил. Это был валун десяти футов в длину, шести в ширину и в фут толщиной, что служил частью моста, ведущего к старейшему и прекраснейшему в Британии собору св. Давида. И как-то, когда по мосту проносили гроб, этот отполированный множеством паломничьих ног камень решил вставить свое слово в похоронную речь. Попытка заговорить кончилась плачевно — камень раскололся посередине. С тех пор его и называют Ллех Лавар — Говорящий Камень.

Некоторые камни умели за одну ночь возвращаться на свое место, как бы далеко их ни уносили. Один такой камень был на о. Мон. Большими размерами он не отличался, а называли его Мэн Морддвид, Бедренный Камень, ибо он был похож на человеческое бедро. Хью, граф Честерский, захвативший остров во времена Генриха I (того самого, что поселил своих собак в церкви, а на следующее утро нашел их обезумевшими), прослышал о чудесной силе камня и решил ее испытать. Он приковал камень прочной железной цепью к другому, значительно более тяжелому валуну, и бросил в море. На следующее утро камень был на своем месте. Тогда граф издал указ, что отныне этот камень нельзя сдвигать с места. Конечно же, нашелся один крестьянин, обожавший нарушать указы, и привязал камень к своему бедру. Но тогда плоть его бедра отмерла, а камень оказался там, откуда был взят.

К святым камни всегда были добры. Они перевозили благоверных через море — из Британии и Ирландии в Уэльс. А возле часовни св. Гована, что в Пенвро, среди острых суровых скал побережья есть один камень, что спас жизнь этому святому. Когда Гована преследовали язычники, тот побежал к камню, прося у него убежища. И камень открылся, впустил святого и скрывал его до тех пор, пока опасность не миновала. И по сей день в том камне сохранилась дыра, в которую может войти человек и которая меняет размер в зависимости от размеров входящего. А если человек, входя в камень, загадает желание, а выходя из него, не передумает, желание непременно сбудется.

Среди камней встречаются и обладающие целительной силой. Ярчайший пример тому — камень Канны, что лежит в поле за старой церковью Ллан-ган и внешне похож на кресло. Люди, страдающие от лихорадки, выпив из святого колодца неподалеку (святой Канна специально вырыл его), шли к камню, сидели на нем неделю-другую и весьма часто излечивались. А если на камне Канны уснуть, исцеление придет точно.

Иногда камням надоедает стоять на одном месте. В Стэкпуле есть три менгира, находящихся примерно в миле друг от друга. Эти камни каждый год в определенный день встречаются на Броде англичанина Рыд-Сайс, чтобы потанцевать. По окончании танцев их можно снова увидеть на привычных местах. А стоячий камень в приходе Инискынхэарн одно время имел привычку трижды обегать вокруг пруда, заслышав церковный колокол.

Известен камень из церкви св. Давида в Лланваэсе, что в Брехейниоге. Он однажды поймал за руку мальчишку, пытавшегося разорить гнездо голубя, обитавшего в той церкви. Сначала мальчик пытался освободиться от уз камня самостоятельно, потом на помощь ему пришли родители и друзья... Но все было безрезультатно — камень держал его мертвой хваткой. И только после того, как его родители провели три дня и три ночи в молитве перед алтарем, юный узник был освобожден. Его пальцы отпечатались на камне, как если бы это был воск.

А некоторые из камней раньше были людьми. Возле Лландывридога, что на о. Мон, есть валун странной формы, весьма напоминающий сгорбленного человека. Его называют Каррег-ы-Ллейдр — Камень вора. Человек, украв из церкви Библию и чаши для причастия, нес их на своих плечах — и обратился в камень.

На вершине холма Моэлвре в графстве Кайрвиртин одно время можно было видеть три камня, каждый по четыре фута высотой, окрашенных один в красный, другой в белый, а третий в синий цвет. Три женщины как-то в субботу пошли жать свою пшеницу. Соседи укоряли их работой в день Господень, но грешницы только смеялись им в лицо. И они обратились в камни, цвета которых сохранили цвета их одежд.

Во все времена разрушать кромлехи было опасно. Пытавшихся сделать это до самой смерти преследовали пугающие таинственные звуки, их атаковали мириады пчел — ибо на них гневался Волшебный народ, что охраняет кромлехи с особым рвением и обожает собираться и танцевать вокруг них под чарующие звуки арфы. И если кто-нибудь пытался увезти камень от кромлеха на телеге, телега неизбежно ломалась, посреди дороги неожиданно возникала пропасть или же поднималась жестокая буря с дождем, градом, громом и молниями.

 

Из книги В.Дж.Томаса "More Welsh Fairy and Folk Tales." Cardiff, 1957. Перевод В.Фирсова

Hosted by uCoz